Проповедь о грехе осуждения
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
«Не судите, да не судимы будете», - говорит возлюбленный Господь наш Иисус Христос. – Ибо каким судом судите, таким и осуждены будете».
Бог создал человека разумным. Вложил в него умение отличать добро от зла. И подобно тому, как зрячий может отличить тьму от света, так и христианин чтением Евангелия, упражнением в молитве и трудом в исполнении заповедей Божиих, обретает навык различать, где доброе дело, а где – недоброе.
Но нередко эти познания мы направляем не на оценку своих поступков, а на осуждение дел наших ближних. И таким образом впадаем в грех осуждения. А за это сами подвергнемся осуждению на страшном Суде. Да избавит нас Господь от такой участи.
Как сильный осенний ветер срывает с деревьев листья, так и пожелтевшие от зависти души людей падают, увлекаясь в постыдную страсть осуждения.
Посему необходимо всегда помнить, что мы должны быть внимательными к себе и следить за тем, что мы делаем и как поступаем. Наши преподобные Оптинские Старцы часто говорили своим духовны чадам: «Внимай себе и будет с тебе!»
Не замечать и покрывать грехи ближних – вот к чему призван христианин. И как говорит Священное Писание «С преподобным преподобен будеши, а со строптивым развратишися».
И эти слова пророка Давида говорят не только о том, что необходимо выбирать себе в окружение боголюбивых и богобоязненных друзей. Но и о том, чтобы, находясь в общении с другими, мы не осуждали их. Ведь можно жить и среди святых, но при этом идти по пути погибели как Иуда Искариот.
Посему необходимо приучить себя не осуждать ближних, и не замечать совершенных ими грехов. Если станем считать, живущих с нами людей, преподобными то и сами станем преподобными. А если будем осуждать и укорять ближних, то и сами развратимся и погрязнем в тех греха, в которых обвиняем и осуждаем других.
Подобно тому как в зеркале человек видит свое отражение, так и в поступках людей, которых осуждает, он видит отражение своих страстей и греховных наклонностей.
А ведь враг спасения рода человеческого, будучи клеветником, искажает действительность и внушает нам подозрительность и мнительность, толкая на осуждение. Посему святые отцы говорят, что «кривое зеркало и прямое делает кривым».
Ибо лукавый старается обманом исказить видимое. Чтобы на доброе человек смотрел как на злое, а злое почитал добрым. И только подвизающиеся в исполнении заповедей Божиих, очистившие себя от всякого лукавого помысла, способны видеть белое белым, а черное черным.
Преподобный Оптинский старец Амвросий на вопрос «как жить?» частенько отвечал: «жить не тужить, никого не осуждать и никому не досаждать - и всем мое почтение». Эти слова Старца нередко вызывали улыбку у легкомысленных слушателей. Но если внимательно вникнуть в это наставление, то нельзя не заметить в нем глубочайший смысл.
«Не тужить» - значит за все благодарить Бога. Чтобы не случилось с нами, и какой бы трудной нам ни казалась наша жизнь – мы должны учиться быть благодарными Господу за все.
«Никого не осуждать» и «никому не досаждать». Эти грехи кажутся нам незначительными. А ведь осуждения и досаждения вполне достаточно, чтобы погубить душу. Поскольку осуждать и досаждать способен лишь человек, не имеющий смирения. А без смирения нет спасения. И только смирение разрушает все козни лукавого.
Как-то уже после закрытия Оптиной пустыни в 1923 году был такой случай с одним монахом, ранее подвизавшимся в Оптиной, а затем переехавшим на жительство в Козельск.
Нашло на него сильное искушение. Задумал брат купить водки и выпить. Пришел в магазин, подошел к прилавку, где стояли спиртные напитки и стал разглядывать ассортимент.
Женщина-продавщица, увидев монаха у вино-водочного отдела, не осудила брата, а смиренно подумала про себя: «Какое мне дело? Может этому святому человеку водка нужна для каких-нибудь лечебных целей: компрессов или травяных настоек? Не мне судить людей, посвятивших свою жизнь Господу». С этими мыслями она подошла к монаху и кротко сказала:
«Благословите, батюшка. Что вам угодно?»
Своей кротостью и не осудительным тоном продавщица устыдила монаха и он, немного помедлив, ответил: «Дайте мне, пожалуйста, полфунта изюма».
Вот так смирением и не осуждением эта раба Божия избавила брата от искушения.
Научи Господи и нас, грешных, не осуждать своих ближних, но во всем находить оправдание их поступкам. Ибо сказано «для чистого все чисто».
И человек, стяжавший смирение и очистивший свое сердце от страстей, уже не ведает что такое осуждение. Потому что на всякое время и на всякий час осуждает только себя. А осуждающий себя не осуждает никого другого.
И пусть этот добрый пример смиренной женщины послужит для каждого из нас уроком. Чтобы мы всегда помнили, что Один у нас праведный Судия – возлюбленный Господь наш Иисус Христос. Ему же слава и поклонение подобает со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь!